Желтухин Петр Николаевич
Командир эскадрильи 136-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Годы жизни: 21 ноября 1916 г. - 23 марта 1971 г.

Герой Советского Союза
(23 февраля 1945 г)

То виражи, то пилотажи,
То бочки крутишь, как шальной.
Прицельно бьешь, в тебя стреляют.
Нет, не попали, ты живой.
Н. А. Филатов, поэт, летчик-истребитель в Великой Отечественной войне
В начале XX века в губернском городе Самара разрабатываются проекты создания набережной, появляется план городской канализации, устаревший булыжник и брусчатку меняют на новый материал асфальт. А в 1915 году по рельсам покатился первый самарский трамвай. Здесь за год до революции 21 ноября 1916 года родился Петр Желтухин. Родители Петра Николаевича были крестьянами, потом работали в городе по найму, а после революции на Заводе №42 (завод имени Масленникова). Отец был литейщиком, а потом кочегаром.
Улица Венцека в районе Алексеевской площади (пл. Революции). В 1920 г. на этом участке улицы ходили трамваи и дорога была мощена булыжником
Петр, как и многие его сверстники в те годы, окончил 7 классов. И до 1937 года работал киномехаником в кинотеатре, а последний год на полит-просмотрах кинофильмов. Новый этап в жизни Петра Желтухина начинается осенью 1937 года – молодой человек был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию. С самого начала его военная служба была связана с авиацией, он получил соответствующую подготовку, окончив школу младших авиационных специалистов. С 1937 по 1938 годы работал авиационным механиком под Вольском "Шиханы", там же попал в аэроклуб. А в 1939 году был направлен в Чкаловское училище летчиком. Обучение в военной авиационной школе пилотов было завершено в 1941 году. После был отправлен на Северный Кавказ в г. Невинномыск в качестве летчика-инструктора.
С началом Великой Отечественной войны молодой летчик сражался на фронтах с осени 1941 года. Желтухин принимал участие в сражениях за Крым, в частности, в районе Феодосии. На его счету сто успешных боевых вылетов на самолете У-2, но в середине 1942 года он переквалифицировался на другой самолет – И-153 «Чайка», на котором произвел десять вылетов. Всего за 1941-1942 года Петр Николаевич произвел 120 боевых вылетов. В 1942 году раненый оказался в госпитале. Впоследствии летчик пилотировал легендарный ИЛ-2, этот штурмовик известен как наиболее массовый самолет в истории военной авиации. На нем летчик совершил 133 боевых вылета с целью разведки и штурма скоплений вражеских войск и железнодорожных станций.
Желтухин участвовал в Мелитопольской операции, в освобождении Донбасса, сражался на Белорусском фронте с 1944 году. Начав войну в качестве рядового пилота, он со временем достиг звания майора гвардии и должности командира эскадрильи. Возглавляемая им эскадрилья произвела свыше семи сотен боевых вылетов. Примечательно, что ни один самолет из его группы не был потерян.
Самолет И-153 "Чайка", разработчик Н. Поликарпов, 1938 г
Наградной лист. Предоставление к званию "Герой Советского союза"
В феврале 1943 года, после излечения в госпитале, прибыл в 655-й штурмовой авиационный полк. В это время полк находился в тылу, заканчивал программу переучивания на самолет-штурмовик Ил-2. За короткий срок лейтенант Желтухин освоил новую материальную часть и технику пилотирования на новом самолете и с июля 1943 года участвовал в боевых вылетах. В составе этого полка, ставшего в октябре 1943 года 136-м гвардейским, прошел боевой путь до Победы, вырос от рядового летчика до командира эскадрильи.

В составе полка участвовал в боях по прорыву обороны на реке Миус и по освобождению Донбасса, Мелитопольской наступательной операции.

В конце августа 1943 года возникла необходимость в масштабе дивизии выделять для борьбы с группами бомбардировщиков противника целый полк. Эта задача выпала на самых опытных в этом отношении летчиков 655-го штурмового авиаполка. Шестерки Ил-2 под прикрытием «яков» поднимались на высоту 2500-3000 м и патрулировали над полем боя, а при необходимости, действуя как истребители, вступали в воздушный бой. 30 августа, в одном из таких вылетов, Желтухин и его стрелок сбили по одному Ю-87.
К сентябрю 1944 года гвардии майор Пётр Желтухин командовал эскадрильей 136-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 133 боевых вылета на штурмовку и разведку скоплений боевой техники и живой силы противника, его объектов, сбил 1 вражеский самолёт лично и ещё 8 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии майор Пётр Желтухин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
1 августа 1944 года в ходе Каунасской наступательной операции войска 3-го Белорусского фронта (генерал армии И.Д. Черняховский) освободили г. Каунас и вышли к границам Восточной Пруссии
Заключение командира дивизии и военного совета фронта о количестве успешных боевых вылетов.
После окончания войны Желтухин продолжил службу в Советской Армии. Женился, стал отцом троих детей. В 1953 году в звании гвардии подполковника он был уволен в запас. Проживал в Куйбышеве, работал начальником отдела охраны одного из заводов. Скончался 23 марта 1971 года, похоронен на аллее Щорса Городского кладбища Самары.

Награды: ордена Ленина, Красного Знамени (дважды), Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
Личные вещи П. Н. Желтухина: сумка-планшет, защитная маска, журнал боевых вылетов.
Личные вещи военного лётчика Героя Советского Союза Петра Желтухина переданы его родственниками военно-историческому музею Центрального военного округа (ЦВО) в Самаре в 2021 году.

Предметы, переданные родственниками в музей, являются значимыми памятниками военной истории, среди них вещи, служившие летчику в период его боевой службы: сумка-планшет, защитная маска, журнал боевых вылетов.
Made on
Tilda